Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 февраля 2015 г. № 7

 

Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь»

На основании подпунктов 4.6 и 4.31 пункта 4 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования», Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь».

  2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Министр М.А Журавков

 

СОГЛАСОВАНО

Министр финансов Республики Беларусь

В.В.Амарин

20.02.2015

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Могилевского областного исполнительного комитета

П.М.Рудник

10.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского городского

исполнительного комитета

А.В.Шорец

10.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гродненского областного исполнительного комитета

В.В.Кравцов

10.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Гомельского областного

исполнительного комитета

В.А.Дворник

08.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Минского областного

исполнительного комитета

С.Б.Шапиро

10.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Витебского областного

исполнительного комитета

А.Н.Косинец

09.12.2014

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель Брестского областного

исполнительного комитета

К.А.Сумар

18.12.2014

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования

Республики Беларусь

25.02.2015 № 7

 

ИНСТРУКЦИЯ

o порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь»

 

  1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» (далее – конкурс).

  2. Конкурс проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста.

  3. Под детьми дошкольного возраста для целей настоящей Инструкции понимаются воспитанники учреждений дошкольного образования, иных учреждений образования, а также иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения дошкольного образования), в возрасте от 5 до 7 лет.

  4. Основные задачи конкурса:

выявление детей дошкольного возраста, проявляющих исследовательскую активность и реализующих ее в собственных творческих продуктах;

содействие развитию исследовательских умений и познавательных мотивов, побуждающих детей дошкольного возраста к практическому познанию окружающего мира и продуктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

совершенствование умений детей дошкольного возраста устанавливать причинно- следственные взаимосвязи, формулировать простейшие выводы, проявлять оценочное отношение к окружающему миру;

создание условий для профессионального совершенствования педагогических работников, выявления и распространения опыта работы по развитию исследовательских умений воспитанников учреждений дошкольного образования.

  1. Конкурс проводится один раз в три года по следующим номинациям:

«Ребенок и природа»;

«Мая Радзіма Беларусь»;

«Необычное в обычном»;

«Бюро находок».

  1. Организация и проведение конкурса осуществляются Министерством образования Республики Беларусь, управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) образования, спорта и туризма городских (районных) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

  2. Объявление о проведении конкурса размещается Министерством образования Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном портале Министерства образования Республики Беларусь не позднее месяца до начала его проведения.

  3. Конкурс проводится в три этапа.

Первый этап проводится управлениями (отделами) образования, спорта и туризма городских (районных) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах в период с 19 октября по 18 декабря года, в котором объявлено о проведении конкурса.

Второй этап проводится управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета в

период с 18 января по 15 марта года, следующего за годом, в котором объявлено о проведении конкурса.

Третий этап проводится Министерством образования Республики Беларусь совместно с государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» и Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь в период с 20 по 30 апреля года, следующего за годом, в котором объявлено о проведении конкурса.

  1. Для организации и проведения конкурса на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет).

Состав оргкомитета первого этапа конкурса определяется приказом руководителя управления (отдела) образования, спорта и туризма городского (районного) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, второго этапа – приказом руководителя управления образования областного исполнительного комитета, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, третьего этапа – приказом Министра образования Республики Беларусь.

Состав оргкомитета определяется не позднее чем за один месяц до начала проведения соответствующего этапа конкурса.

  1. Оргкомитет на каждом этапе конкурса:

осуществляет руководство подготовкой и проведением соответствующего этапа конкурса;

согласовывает время и место проведения конкурса; определяет сроки подачи заявок на участие; определяет состав участников;

разрабатывает и утверждает программу проведения соответствующего этапа конкурса;

определяет состав жюри;

осуществляет взаимодействие с заинтересованными организациями по вопросам подготовки и проведения конкурса, а также освещения его в средствах массовой информации;

определяет способы информационно-рекламной поддержки конкурса; награждает участников конкурса;

решает иные вопросы, возникающие в ходе подготовки и проведения соответствующего этапа конкурса.

  1. Решение оргкомитета каждого этапа конкурса принимается на заседании и оформляется протоколом. Оргкомитет правомочен принимать решение, если на его заседании присутствует не менее двух третей состава оргкомитета.

  2. В конкурсе принимают участие дети дошкольного возраста, законные представители и (или) педагогические работники которых представили в оргкомитет их индивидуальные и (или) коллективные исследовательские работы.

Для каждой индивидуальной и (или) коллективной исследовательской работы определяется руководитель из числа педагогических работников учреждения дошкольного образования и (или) законных представителей детей дошкольного возраста.

Одним участником (коллективом участников) представляется одна исследовательская работа.

  1. Для участия в первом этапе конкурса законные представители и (или) педагогические работники детей дошкольного возраста представляют в оргкомитет первого этапа конкурса следующие материалы:

заявку на участие в конкурсе с указанием номинации по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

исследовательскую работу с указанием руководителя.

Дополнительно к конкурсным материалам, указанным в части первой настоящего пункта, могут представляться иные материалы.

  1. Для участия во втором этапе конкурса оргкомитет первого этапа представляет в оргкомитет второго этапа конкурса:

заявку на участие в конкурсе с указанием номинации по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

исследовательские работы детей дошкольного возраста – победителей первого этапа конкурса (не более 4 работ от каждой области и от каждого района г. Минска).

На втором этапе организуется презентация исследовательской работы детьми дошкольного возраста совместно с педагогическими работниками и (или) законными представителями. Представление работ может проходить в форме стендовой защиты (беседы участника с членом жюри).

Участники, набравшие за исследовательскую работу наибольшее количество баллов, награждаются дипломами управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета.

  1. Для участия в третьем этапе конкурса оргкомитет второго этапа представляет в оргкомитет третьего этапа конкурса:

заявку на участие в конкурсе с указанием номинации по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции;

исследовательские работы детей дошкольного возраста – победителей второго этапа конкурса (не более 4 работ от каждой области и г. Минска).

На третьем этапе организуется республиканская выставка исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь» (далее – республиканская выставка).

Победители третьего этапа награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь по каждой из номинаций.

  1. Для оценки исследовательских работ, подведения итогов и определения победителей на каждом этапе конкурса создается жюри.

Жюри возглавляет председатель. Председатель и члены жюри не могут входить в состав оргкомитета соответствующего этапа.

  1. Жюри на каждом этапе конкурса:

оценивает исследовательские работы детей дошкольного возраста в соответствии с критериями оценки исследовательской работы согласно приложению 2 к настоящей Инструкции и критериями оценки презентации исследовательской работы согласно приложению 3 к настоящей Инструкции;

определяет победителей каждого этапа и вносит в оргкомитет предложения по их награждению;

оформляет протоколы решений;

рассматривает обращения участников по вопросам, возникшим в результате оценки исследовательских работ.

  1. Исследовательские работы детей дошкольного возраста, представленные на республиканской выставке, публикуются в научно-методическом журнале «Пралеска».

  2. Финансирование конкурса осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в пределах средств, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Приложение 1

к Инструкции

o порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста

«Я – исследователь»

 

ЗАЯВКА

на участие в республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь»

Форма

 

Фамилия, собственное имя участника, дата рождения

Учреждение дошкольного образования

 

Название работы

 

Номинация

Руководитель работы, должность, место работы, контактный телефон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дата) (подпись)

 

Приложение 2

к Инструкции

o порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста

«Я – исследователь»

 

Критерии оценки исследовательской работы

Фамилия, собственное имя участника, год рождения

 

Название исследовательской работы

 

№ п/п

Критерии оценки

Оценка в баллах

Итого

 

 

1

2

3

 

1

Выбор темы

 

 

 

 

 

Новизна темы – проявление познавательного интереса к сложным, незнакомым объектам

 

 

 

 

 

Оригинальность замысла

 

 

 

 

2

Содержание исследовательской работы

 

 

 

 

 

Соответствие содержания поставленной цели

 

 

 

 

 

Наличие иллюстративных материалов

 

 

 

 

 

Оформление работы (аккуратность, логичность структурных компонентов)

 

 

 

 

3

Исследовательская культура (наличие исследовательского компонента в работе)

 

 

 

 

 

Владение логическими операциями: анализ, выделение качеств и свойств предмета, сравнение, установление соответствия, группировка, обобщение

 

 

 

 

 

Установление причинно-следственных связей в живой и неживой природе, обществе

 

 

 

 

 

Выполнение обследовательских действий

 

 

 

 

 

Использование измерительных приборов (весы, увеличительное стекло и др.)

 

 

 

 

 

Формулировка выводов, умозаключений

 

 

 

 

 

 

1 балл – критерий отражен недостаточно;

2 балла – критерий отражен частично; 3 балла – критерий отражен полностью.

Приложение 3

к Инструкции

o порядке проведения республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста

«Я – исследователь»

 

Критерии оценки презентации исследовательской работы

Фамилия, собственное имя участника, год рождения

 

Название исследовательской работы

 

№ п/п

Критерии оценки

Оценка в баллах

Итого

 

 

1

2

3

 

1

Мотивация выбора темы исследовательской работы

 

 

 

 

2

Формулировка цели исследовательской работы

 

 

 

 

3

Средства и способы достижения поставленной цели

 

 

 

 

4

Владение исследовательскими умениями, практическое использование специальных приборов и материалов

 

 

 

 

5

Оценочное отношение к исследуемому объекту (явлению)

 

 

 

 

6

Проявление любознательности, творческой инициативы

 

 

 

 

7

Сосредоточение при исследовании новых объектов, способность удерживать внимание при решении поставленных задач

 

 

 

 

8

Владение логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение

 

 

 

 

9

Прогнозирование и достижение промежуточных и конечного результатов

 

 

 

 

10

Стремление к взаимопониманию, сотрудничеству со взрослыми

 

 

 

 

11

Рефлексивность – отношение к процессу выполнения исследовательской работы и результату своей деятельности (характеризуется ответами на основные вопросы: Что удалось сделать? Что не удалось? Почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?)

 

 

 

 

12

Коммуникативные умения при общении со взрослым

 

 

 

 

13

Способность к волевому усилию, умение преодолевать трудности

 

 

 

 

14

Проявление самостоятельности при выполнении действий, высказывании суждений

 

 

 

 

15

Формулировка выводов, умозаключений

 

 

 

 

16

Уровень самостоятельной исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

1 балл – критерий отражен недостаточно;

2 балла – критерий отражен частично; 3 балла – критерий отражен полностью.





Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений

Республиканский конкурс дошкольных учреждений