В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

Внешнеполитический курс России в 90-е гг.

Независимые государства, образовавшиеся после распада СССР были приняты в ООН. Россия получила в наследство от СССР место постоянного члена Совета Безопастности ООН.

Межэтнические конфликты в Молдавии и Грузии, армяно-азербайджанская война из-за Нагорного Карабаха, межтаджикские кровопролитные столкновения приняли хронический и затяжной характер. Россия была вынуждена выступить в роли миротворца, дать кров сотням тысяч беженцев, нести груз обвинений в «имперской политике» в отношении к вновь образованным государствам. Ситуация осложнялась присутствием дислоцированным в советские времена Вооруженных Сил на территориях бывших союзных республик. Обострились территориальные проблемы.

Изменились экономические отношения между Россией и новыми независимыми государствами. Если раньше это были межреспубликанские отношения в рамках единого государства, то теперь они превратились в межгосударственные.

К 1995 г. окончательно распалась «рублевая торгово-экономическая зона». Новые независимые государства ввели собственные национальные валюты. Финансовые расчеты стали вестись не в рублях, а в международной валюте или по бартеру.

Переход к межгосударственным отношениям и внешней торговле между Россией и странами СНГ сопровождался огромными экономическими потерями для всех постсоветских государств, приступивших почти одновременно к проведению рыночных реформ.

Одновременно обострилась конкуренция международных монополий и транснациональных корпораций за экономическое влияние на территории бывшего СССР.

Первые попытки российского правительства организовать под эгидой России постсоветское пространство на рыночной основе по примеру Евросоюза оказались неудачными. Для этого еще не созрели предпосылки.

В 1993-95 гг. на постсоветском пространстве усилилось влияние Международного Валютного Фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), что оказало существенное воздействие на политические и экономические позиции РФ в бывших союзных республиках.

Серьезную проблему для нормализации торговых отношений представляли долги стран СНГ России, которые образовались в начале 1990-х гг. в результате российских кредитов. Крупнейшими должниками являлись Украина и Казахстан.

В 1995 г. был принят документ «Стратегический курс России с государствами-участниками СНГ. Он гласил: «Главной целью России в отношении СНГ является создание интегрированного экономически и политически объединенных государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе». Эти позиции подвергли резкой критике Украина, Узбекистан, Грузия, которые расценили его как диктат России.

С 1996 г. Россия начала вырабатывать новые подходы к интеграции. Их суть в постепенности интеграции. В 1996 г. подобная политика была положена в основу подписания союзнических договоров между Россией и Белоруссией, а также между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1997 г. Российско-Белорусские связи приняли форму союза, а в 1999г. приняли формы Союзного государства.

Еще министр иностранных дел России А. Козырев объявил государства Запада «естественными союзниками» России. Но жизнь скорректировала эти планы.

В декабре 19991 г. президент США Дж. Буш-старший объявил об официальном признании России как независимого государства и правопреемника СССР. США установили дипломатические отношения с РФ, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией, а в 1992 г. эти страны приняли в Международный валютный фонд и Всемирный банк.

В январе 1992 г. Б.Н. Ельцин заявил, что российские ядерные ракетя не будут больше нацелены на американские города.

В 1991 г. был подписан договор СНВ-1, а в 1993 г. – Договор СНВ-2 (до сих пор не ратифицирован российским парламентом), в соответствии с которыми предусматривалось значительное сокращение наступательных вооружений России и США.

Военная политика блока НАТО, где США играют ведущую роль, вела к расширению границ его на восток. Решение присоединиться к нему не только бывших восточноевропейских друзей, но и стран Балтии осложнило военно-стратегическое положение России.

В середине 1990-х гг. США стремились сохранить свое лидерство на международной арене. Практически весь мир они объявили зоной национальных интересов Америки.

В конце 1990-х гг. в Косово разгорелся конфликт между сербами и албанскими сепаратистами. НАТО предложил план предоставления политической автономии Косово. Албанцы согласились с этими предложениями, а сербы отказались. Сербы боролись за сохранение Косово как части Югославии. НАТО вмешался в гражданскую войну на стороне албанцев.

24 марта 1999 г. войска НАТО нанесли по территории Югославии первые ракетно-бомбовые удары. В Москве резко отрицательно отнеслись к этому, но понимали, что прямое втягивание России в войну будет иметь тяжелые последствия.

С1992 по 1998 г. США инвестировали в экономику России более 6 млрд. долл., опередив по этому показателю все другие страны.

В Европе важнейшим партнером России была Германия, которая содействовала приему России в Совет Европы. С 1994 г. Россия стала участвовать в совещаниях «большей семерки», которая стала называться «большой восьмеркой».

В 1990-е гг. произошли радикальные изменения во взаимоотношениях России и Китая. Еще в 1990-е гг. между этими государствами были подписаны Соглашения по восточному, позже по западному участкам границы. В апреле 1997 г. была подписана Российско-китайская «Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка». В ней говорилось о завершении «холодной войны» и исчезновении биполярной системы, утверждалась идея многообразия в политическом, экономическом, культурном развитии стран мира . СНГ характеризовалось как «фактор стабильности и развития в Евразии».

Руководители России, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Соглашение о о взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах. На рубеже 1993-1994 гг. началось постепенное возвращение России к тесному сотрудничеству с другой великой азиатской страной – Индией.

Социально-экономическое развитие России в 1993-1999 гг.

Одним из самых сложных и спорных направлений экономической политики стала приватизация государственной собственности. Концепция приватизации в нашей стране была разработана Госкомимуществом России во главе с А.Б. Чубайсом. Все имущество российских предприятий (1трл. 260 млн. руб.) было разделено на число населения России (148,7млн.)правительство определило долю собственности каждого гражданина в 10 тыс. руб.. Каждый человек получил с 1 сентября 1993 гг. ваучер (приватизационный чек). С1 января 1993 г. на ваучер можно было приобрести акции любого российского предприятия. Для этого было проведено акционирование государственных предприятий: 51% акций распределялись между работниками предприятий, а остальные поступали в открытую продажу. Так как подавляющее большинство россиян не знало, как самим распорядиться ваучерами, то по всей стране открывались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Они должны были обменивать ваучеры населения на акции наиболее эффективных приватизируемых предприятий. Но большинство ЧИФов имели полууголовное руководство и большинство рядовых акционеров остались ни с чем. К тому же ваучеры вследствие инфляции полностью обесценились.

Второй этап приватизации – денежный начался в 1995 г. Цель его была – создание эффективного собственника. В результате т.н. «залоговых аукционов» крупные прибыльные государственные предприятия перешли к частным владельцам, которые были ближе всего к государственной власти, причем по символическим ценам. В результате приватизации 2/3 всех предприятий стали достоянием 6% населения. Современные олигархи свое состояние не заработали, а получили из рук государства. Другими правительственными мерами по созданию в стране слоя крупных собственников стали административные раздачи квот и лицензий на экспорт и импорт, выборочное освобождение привилегированных структур от уплаты таможенных пошлин; беспроцентные кредиты частным банкам.

После приватизации 1992-1998 гг. главной задачей российского руководства стало сокращение бюджетного дефицита. Основным методом этого было избрано сокращение денежной массы. Одновременно страну охватил глубочайший инвестиционный кризис (отток денег из сферы производства). Деньги все больше заменялись бартером, взаимными неплатежами, взаимозачетами.

Объем промышленного производства сократился на 56%. Валютный коридор обернулся тем, что продукция российской промышленности становилась неконкурентноспособной по сравнению с импортными товарами.

Для покрытия дефицита бюджета государство все чаще прибегало к займам. Началось строительство финансовой пирамиды ГКО (государственных краткосрочных обязательств).

Весной 1998 г. Ельцин неожиданно назначил премьер-министром 35-летнего банкира из Нижнего Новгорода С.В. Кириенко.

17 августа 1998 г. правительство объявило трехмесячный мораторий (отсрочку) на выплату банками долгов. Разразился острейший финансовый кризис, который назвали дефолт.

В этой ситуации правительство возглавил Е.М. Примаков. Правительство допустило определенное расширение денежной эмиссии. Был объявлен курс на усиление государственного регулирования в экономике, решительную борьбу с экономическими преступлениями и коррупцией. Принят весьма жесткий бюджет.

В результате этого кризиса рубль подешевел, импорт сократился и это объективно усилило позиции российского производителя.. Но выход из создавшейся ситуации потребовал длительного времени.



X

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории

В середине 90 х гг новые государства образовались на территории